27.07.2017
Поделиться: 33
  • Vkontakte
  • Telegram
224789

Ментальная арифметика и методика Монтессори: в чем разница?

Растущий интерес к раннему развитию детей порождает избыток предложения. На рынке образовательных услуг развивающих курсов хоть пруд пруди, но не все они одинаково полезны. Инновационная методика Монтессори и ментальная арифметика – неизменные фавориты родителей и педагогов.

Что такое методика монтессори?

Итальянский детский врач, педагог и психолог Мария Монтессори утверждала, что ребёнку для успешного обучения вообще не нужна школа. Взаимодействуя с окружающей средой, малыш усваивает знания легко и непринужденно. Задача педагога сводится к созданию подготовленной среды с открытым доступом к разнообразным дидактическим материалам, имитирующим реальные предметы.

методика развития монтессори

Суть методики монтессори

Методика Монтессори для детей в наше время является одной из самых популярных методик по развитию и воспитанию ребёнка в домашних условиях. Основная мысль в данной педагогике заложена в идее самостоятельного воспитания детей. Лозунг Монтессори-школы звучит так: «Помоги мне это сделать самому».

Цель воспитательного процесса – дать малышу свободу передвижений и создать такую атмосферу в доме, чтобы ребёнок самостоятельно достиг отличных успехов без посредничества родителей и преподавателей.

В методике Монтессори запрещено:

  • Сопоставлять детей друг с другом.
  • Организовывать конкуренцию в воспитательном процессе.
  • Давать малышу оценку по системе общепринятых стандартов.
  • Хвалить и наказывать ребёнка.
  • Заставлять что-либо делать.

Мария Монтессори считала, что данные методы обычной образовательной системы непродуктивны, потому что:

  • Малыш сам хочет вырасти и стать взрослым.
  • Для ребёнка естественно получать знания и жизненный опыт.
  • Если под присмотром родителей дать ребёнку свободу, то это только дисциплинирует его.
  • Обучение – это метод получения знаний и становления личности, поэтому сына или дочь не нужно заставлять учиться.

Поэтому малыш по системе Монтессори может сам выбрать:

  • Скорость получения знаний.
  • Продолжительность уроков.
  • Содержание учебников и методических пособий.
  • Направление для самореализации.
  • Обстановку, которая его окружает.

Что же тогда делать родителям и педагогам? Они должны:

  • Поддерживать самостоятельность ребенка.
  • Уважать выбор малыша.
  • Создавать комфортную развивающую обстановку.
  • Следить за ребенком и помогать ему.

методика развития монтессори

Принципы системы

Ответим на вопрос, что такое система Монтессори и какие принципы она приветствует. Сама Мария Монтессори утверждала, что малыша не следует специально чему-то обучать. Нужно увидеть в нём человека. Дети сами смогут реализовать свои таланты и раскрыть потенциал, нужно лишь поместить их в специальную обстановку.

По мнению Монтессори, в развивающем процессе есть 3 участника: развивающая среда, в её центре ребёнок, а рядом находятся родители. Чтобы процесс шёл успешно, необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Индивидуальность. Каждый ребёнок – это отдельная личность. Поэтому нужно развивать малыша, зная его особенности. Учитель должен приложить все усилия, чтобы раскрыть талант ребёнка.
  • Работа над ошибками. Ребёнок должен уметь самостоятельно замечать, что он сделал не так, где не успел. Он также должен суметь исправить все ошибки без помощи взрослых.
  • Личностное пространство. Во-первых, ребёнок должен понимать, что в социуме у каждого человека есть своё место. Во-вторых, должен знать, что и предметы в окружающем мире расположены в определенном порядке. Это приучит его к аккуратности.
  • Взаимопомощь. Мария Монтессори предложила смешивать возрастные группы. Тогда старшие научатся заботиться о младших, а маленькие дети будут наблюдать за большими, брать с них пример.
  • Бытовой опыт. Развитие ребёнка невозможно без приучения к бытовым вещам. Малыш должен уметь зашнуровывать ботинки, мыть пол и посуду, резать овощи, убирать комнату.

методика развития монтессори

Развивающая среда

Методика развития Монтессори предполагает наличие развивающей среды. К игрушкам и сюжетным играм Монтессори относилась настороженно, полагая, что они погружают ребенка в искусственную среду и тем самым ограничивают возможности познания мира. Современные данные утверждают обратное, поэтому в большинстве Монтессори-групп предусмотрены игровые комнаты.

Классы Монтессори разделены на пять тематических зон:

  • зона математики – здесь собраны пособия, наглядно разъясняющие количественные и пространственные понятия, логические головоломки, макеты геометрических фигур;
  • зона языков – показывает детям буквы и слоги, помогает выработать навыки письма и чтения;
  • зона практической жизни – объединяет дидактические материалы, воспитывающие навыки самообслуживания путем подражания взрослым. Малыши учатся ухаживать за собой, стирать и гладить одежду, готовить, мастерить и убирать дом;
  • сенсорная зона – учит различать характеристики различных предметов: форму, цвет, размер, вес, а также стимулирует развитие чувственного восприятия, памяти и мелкой моторики;
  • зона космоса – знакомит детей с устройством мира, законами природы и культурой разных народов.

Дети свободно перемещаются по классу и могут использовать любые материалы по собственному усмотрению. Каждый ученик обучается в органичном для него темпе, не испытывая стресса из-за конкуренции с другими ребятами, здесь не ставят оценок и не ругают за неуспеваемость. Монтессори-группы часто посещают разновозрастные дети, которые совершенно не мешают друг другу; активно поощряется помощь младшим.

Вмешательство учителя допустимо только по инициативе ребёнка. Если малыш выбрал забаву явно не по возрасту, можно попытаться переключить его внимание на предметы, более соответствующие специфике того или иного сензитивного периода. Мария Монтессори была убеждена, что соблюдение принципа автономии ребёнка воспитывает в детях дисциплину и самостоятельность намного эффективнее репрессивных мер.

методика монтессори для детей

С какого возраста можно использовать методику Mонтессори?

Оптимальным для начала занятий считается дошкольный возраст – от 2 до 6 лет. Потому что именно в это время у ребёнка количество нейронных связей в голове достигло максимального. Его мозг в этот период наиболее пластичен, любая информация усваивается ребёнком гораздо быстрее и эффективнее.

Ментальная арифметика – тренажёр для мозга

Обычно на курсы ментальной арифметики в «Академию развития интеллекта AMAKids» приводят детей, испытывающих трудности со счётом, письмом и чтением. Разумеется, мы помогаем им подтянуться. Однако умение быстро считать в уме, бегло читать, легко запоминать огромные объемы информации и писать без ошибок для нас не самоцель, а всего лишь упражнения для тренировки мозга, которых известно великое множество. К примеру, обучение скоростному чтению также способствует развитию когнитивных способностей и улучшению успеваемости. Все намного сложнее и интереснее!

Регулярные занятия ментальной арифметикой устраняют функциональную асимметрию мозга, которая возникает из-за привычки обращаться только к левому полушарию, ответственному за логику, анализ и вербальный интеллект. Традиционный подход к обучению совершенно игнорирует невербальное правое полушарие, воспринимающее мир сквозь призму образов и эмоций. Так мы привыкаем думать и жить наполовину, оставаясь на обочине успеха. Занимаясь в группах ментальной арифметики, дети привыкают включать мозг на полную мощность и существовать в полной гармонии с собой и миром.

методика монтессори для детей

Ментальная арифметика – универсальная методика, которая подходит всем без исключения, от мала до велика. Оптимальное время для начала занятий – от 5 до 12 лет. К новичкам не предъявляется особых требований: достаточно уметь считать до десяти и обратно.

Курс ментальной арифметики строится по схеме «от простого к сложному». Для начала детей знакомят с техникой вычислений с помощью абакуса, соотнося разноцветные костяшки с визуальными образами, подключающими к работе правое полушарие. Поскольку при этом задействуются три вида памяти – зрительная, моторная и смысловая, новый материал усваивается намного быстрее. Дальше, когда ученик наработает навыки, использование абакуса постепенно сходит на нет, а под конец все вычисления производятся в уме.

Игровой формат занятий избавляет ребёнка от стресса и помогает поверить в свои силы. Для самых продвинутых учеников мы проводим соревнования, но соревнуемся исключительно ради удовольствия, не разделяя детей на лидеров и аутсайдеров. Мы верим, что все ребята талантливы, просто некоторые еще об этом не знают.

Как видите, ментальная арифметика и педагогическая система Монтессори не идентичны друг другу, так как строятся на разных принципах и активируют разные нейропсихологические механизмы. За каждым подходом стоит целостная дидактическая система, хотя одно не исключает другое. Занятия ментальной арифметикой можно совмещать с посещением Монтессори-групп.